Вопросы для подготовки к экзаменам и зачётам по программе «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья»    

Теория и организация адаптивной физической культуры

1. Основные виды адаптивной физической культуры и их краткая характеристика.

2. Характеристика объекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре.

3. Основные аксиологические концепции отношения к лицам с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья - "инвалидизма", "социальной полезности инвалидов", "личностно-ориентированная".

4. Цель и основные задачи адаптивной физической культуры.

5. Содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре, требования к профессиональным и личностным качествам.

6. Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры в России и за рубежом.

7. Организация адаптивного спорта в России и в мировом сообществе.

8. Организация адаптивного физического воспитания для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в системе специального и массового образования.

9. Адаптивная физическая культура и ее роль в формировании социального статуса инвалида.

10. Характеристика функций адаптивной физической культуры.

11. Характеристика принципов адаптивной физической культуры.

12. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

13. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением зрения.

14. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением слуха.

15. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением интеллекта.

16. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением опорнодвигательного аппарата.

17. Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре.

18. Междисциплинарная команда специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; роль и место специалиста по адаптивной физической культуре в этой команде.

19. Основные теоретические концепции "безошибочного" обучения, структура процесса формирования двигательных действий с заданным результатом.

20. Особенности формирования ориентировочной основы двигательных действий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе обучения.

21. Развитие и совершенствование силовых способностей у глухих и слабослышащих.

22. Развитие и совершенствование скоростных способностей у слепых и слабовидящих.

23. Развитие и совершенствование выносливости у детей с поражением опорнодвигательного аппарата.

24. Развитие и совершенствование гибкости у детей с нарушением интеллекта.

25. Цель, задачи и организация адаптивной двигательной рекреации.

26. Цель, задачи и организация физической реабилитации.

27. Паралимпийское движение инвалидов как модель спорта здоровых спортсменов.

28. Цель, принципы, основное содержание Всемирных игр Специальной Олимпиады.

29. Образование детей с нарушениями психического развития в домашних условиях.

30. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах 3-4 вида, психологопедагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.

31. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах 1-2 вида, психологопедагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

32. Особенности воспитания и обучения детей с ранним детским аутизмом (РДА), причины и проявления раннего детского аутизма.

33. Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

34. Понятие о дефекте и его структура, соотношение параметров первичного дефекта и особенности образования вторичных нарушений.

35. Игра и ее роль в психическом развитии дошкольника с отклонениями в состоянии здоровья на примере слепых и слабовидящих

36. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с детьми с ЗПР, классификация задержек психического развития.

37. Роль и значение основных положений теории Л.С. Выготского для адаптивной физической культуры.

38. Понятие депривации, ее виды, депривационный синдром.

39. Личность ребенка с отклонениями в развитии и особенности ее формирования.

40. Иерархия потребностей (по А. Маслоу), причины слабого проявления потребности в самоактуализации.

41. Анализ понятий «стресс», «психологический стресс», «профессиональный стресс», основные источники дистресса специалиста адаптивной физической культуры.

42. Требования к личности и профессиональным качествам специалиста по адаптивной физической культуре.

43. Эмоциональная сфера и ее особенности у детей с нарушениями в развитии.

44. Задачи и формы адаптивного физического воспитания в системе образовательных учреждений.

45. Особенности развития и коррекции физических качеств у детей со зрительной депривацией.

46. Особенности развития и коррекции координационных способностей у детей со зрительной депривацией.

47. Использование сохранных анализаторов при формировании навыков пространственной ориентации детей с нарушениями зрения, противопоказания к отдельным видам физических упражнений.

48. Специфика использования вербальных и невербальных методов с глухими и слабослышащими детьми на уроке физической культуры.

49. Особенности развития и коррекции физических качеств у детей со слуховой депривацией.

50. Особенности развития и коррекция координационных способностей у глухих и слабослышащих дошкольников и школьников.

51. Особенности коммуникативной деятельности педагога с глухими и слабослышащими детьми на уроке физической культуры.

52. Задачи, содержание и особенности организации адаптивного физического воспитания в коррекционных школах 7-8 вида, психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта.

53. Медицинская классификация в адаптивном спорте.

54. Спортивно-функциональная классификация в адаптивном спорте.

55. Особенности развития и коррекции координационных способностей у детей с проблемами интеллекта.

56. Технические устройства для лечения и обеспечения мобильности детей с ДЦП.

57. Методы реабилитации (восстановительного лечения) детей с ДЦП.

58. Задачи, содержание и особенности организации проведения уроков адаптивного физического воспитания школьников специальных коррекционных образовательных учреждений 5-6 вида, психолого-педагогическая характеристика детей с последствиями ДЦП.

59. Психолого-педагогическая характеристика детей с последствиями ДЦП, особенности коррекции двигательных нарушений у детей при спастических формах ДЦП.

60. Особенности развития и коррекции координационных способностей у детей с последствиями ДЦП.

61. Методика лечебного плавания для детей с ДЦП, иппотерапия, фитболгимнастика .

62. Общая характеристика позвоночно-снинномозговой травмы, понятия механической и неврологической нестабильности позвоночника.

63. Задачи и особенности методики лечебной гимнастики после ампутации конечностей в условиях стационара.

64. Задачи и особенности методики лечебной гимнастики в период подготовки к протезированию верхних и нижних конечностей.

65. Методика обучения ходьбе на протезах после ампутации бедра и голени.

66. Особенности обучения плаванию после ампутации нижних конечностей.

67. Средства и методы реабилитационного лечения при травмах позвоночника.

68. Показания, ограничения и противопоказания к физическим нагрузкам у инвалидов с патологией зрения, слуха, опорно-двигательной системы, с нарушением умственного развития.

69. Методы оценки физического развития и функциональных возможностей инвалидов с поражением опорно-двигательной системы.

70. Основные задачи, формы и содержание социальной защиты инвалидов, их характеристика.

71. Основные направления реабилитации, их краткая характеристика.

72. Права и льготы инвалидов в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении и санаторно-курортном лечении, организация протезно-ортопедической помощи инвалидам, права, социальные гарантии.

73. Общественные организации инвалидов, их значение в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

74. Роль и значение специальной протезной техники для инвалидов, перенесших ампутации нижних или верхних конечностей для занятий спортивной деятельностью.

75. Роль и значение функциональных методов исследования во врачебном контроле, методы тестирования физической работоспособности.

76. Технические средства, используемые для оснащения сооружений спортивного назначения с целью обеспечения доступности проведения спортивно-оздоровительной работы с инвалидами.

77. Основные направления проектирования, строительства и эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений для инвалидов.

78. Особенности влияния социальных факторов на формирование внутренней картины болезни.

79. Механизмы психологической защиты у больных с различной патологией, определение, классификация .

80. Суицидальное поведение у детей и подростков, мотивы, «антисуицидальный барьер».

81. Современные представления о развитии хронического алкоголизма, наркоманий и токсикомании, синдромы.

82. Понятие о здоровье, предболезни и болезни, признаки, классификация, периоды. 

83. Классификация и характеристика основных видов технологий физкультурноспортивной деятельности для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

84. Нетрадиционные оздоровительные технологии в адаптивной физической культуре

85. Профессионально-ориентированные виды соревновательной и учебнотренировочной деятельности.

86. Гимнастика для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

87. Цели, задачи и организация креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности с лицами с отклонениями в состоянии здоровья .

88. Основные средства и отличительные черты методик креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных и экстремальных видов адаптивной физической культуры.

89. Плавание лиц, имеющих ограниченные возможности - гидрореабилитация.

Коррекционно-развивающие игры в адаптивной физической культуре

Педагогика и психология

1. Психология как наука. Система психологических явлений.

2. История становления донаучной психологии.

3. Методы психологического познания.

4. Природа психики и проблема ее возникновения.

5. Ощущения: определение и классификация. Свойства ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезии.

6. Общая характеристика восприятия, его виды. Характеристика свойств восприятия.

7. Внимание. Определение и общее понятие. Виды и свойства внимания.

8. Воображение, его виды и функции.

9. Психология памяти. Определение, виды, процессы.

10. Общая характеристика мышления, природа его становления. Характеристика видов мышления.

11. Речь, ее виды и функции.

12. Понятие о воле. Структура волевого акта. Волевая регуляция поведения.

13. Сознание: определение, структура, происхождение.

14. Чувства и эмоции, их функции в поведении.

15. Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека.

16. Учение о темпераменте и его типах.

17. Структура деятельности. Виды и развитие деятельности.

18. Понятие о личности. Структура личности. 19. Понятие и виды способностей. Способности и задатки. Формирование и развитие способностей. 20. Определение и структура характера. Типология характеров. 21. Общение: общая характеристика и функции. 22. Основные направления исследования малых групп. Типы малых групп. 23. Общая характеристика процессов групповой динамики. 24. Давление группы на индивида. Феномен конформизма. 25. Групповая сплоченность: основные подходы к исследованию. 26. Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства. 27. Категория развития в возрастной психологии. 28. Предпосылки и условия психического развития. 29. Концепция развития личности в теории Фрейда. 30. Понятие развития в когнитивном направлении Пиаже. 31. Теория культурно-исторического развития Выготского. 32. Проблема возрастной периодизации в концепции Эриксона. 33. Трактовка развития в бихевиористических и необихевиористических концепциях. 34. Идеи развития личности в биогенетических концепциях (Штерн, Бюллер, Холл). 35. Психическое развитие и деятельность. Теория ведущей деятельности в психическом развитии. 36. Общая характеристика эпохи раннего развития ребенка. Кризис одного года. Психомоторное и эмоциональное развитие младенца. 37. Когнитивное развитие в раннем детстве. Предпосылки развития личности в раннем возрасте. Кризис трех лет. 38. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста 39. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. 40. Особенности развития познавательной сферы ребенка в младшем школьном возрасте. 41. Общая характеристика подросткового возраста. 42. Кризис подростковости. Социальная ситуация развития подростка. 43. Особенности развития самосознания в юношеском возрасте. 44. Виды, условия и механизмы научения. 45. Деятельностный подход к организации обучения. Специальная педагогика и психология 1. Предмет и задачи специальной психологии. 2. Возникновение и развитие специальной психологии: общекультурные и научные тенденции. 3. Психологические проблемы и методы диагностики нарушенного развития. 4. Методологические принципы и задачи психологического изучения. 5. Роль вербальных и невербальных методов в диагностике нарушенного развития. 6. Методы психологической коррекции в специальной психологии. 7. Психотерапевтические методы коррекции заикания. 8. Педагогическая психотерапия с умственно отсталыми школьниками. 9. Психологическое консультирование семей, имеющих детей с нарушениями развития. 10. Искусство как терапевтический фактор в специальной психологии. 11. Проблема дизонтогенеза в специальной психологии. 12. Классификация и причины дизонтогений. 13. Подходы к пониманию «нормального-анормального» развития в общепсихологическом и специально-психологическом контексте. 14. Общие закономерности нормального и нарушенного развития. 15. Типология нарушенного развития в специальной психологии. 16. Категория компенсации в индивидуальной психологии А.Адлера. 17. Компенсация как «обходной путь развития» в теории Л.С. Выготского. 18. Психофизиологические механизмы компенсации. 19. Связь специальной психологии с другими науками. 20. Дивергенция культурного и биологического процессов развития аномального ребенка в трудах Л.С.Выготского. 21. Понятие умственной отсталости. Клиническая характеристика группы. 22. Особенности познавательных процессов умственно отсталых детей. 23. Особенности личности умственно отсталых детей. 24. Клиническая картина задержек психического развития. 25. Психологические особенности познавательной деятельности детей с ЗПР церебрально-органического генеза. 26. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и умственной отсталости. 27. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха. 28. Профессиональная реабилитация лиц с ограниченной трудоспособностью. 29. Профессиональная ориентация и профессиональное образование лиц с ограниченной трудоспособностью. 30. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями. 31. Дети с задержкой психического развития (ЗПР). Организация и содержание коррекций и но-развивающего обучения детей с ЗПР. 32. Умственная отсталость. Социальная политика а отношении умственно отсталых лиц. 33. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых). Практика обучения, воспитания и помощи лицам с выраженной интеллектуальной недостаточностью. 34. Классификации нарушений речи. Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования. Принципы коррекционной логопедической работы. 35. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями слуха. 36. Обучение школьников с частичным нарушением слуха. 37. Специальное образование глухих. 38. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом. 39. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением. 40. Обучение детей с недостатками зрения в школе. 41. Профориентация, профессиональное образование и трудовая деятельность слепых и слабовидящих. 42. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме. 43. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Направления и содержание коррекционной работы при ДЦП. 44. Основные группы детей с сочетанными нарушениями. Развитие и образование детей со сложным дефектом. 45. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии 46. Современное понятие интеграции в специальном образовании. Интеграция в западных странах. Интегрированное обучение в России. Анатомия с основами морфологии 1. Введение в анатомию. Предмет, методы и задачи анатомии. 2. Строение черепа. Соединение костей черепа. 3. Позвоночный столб как целое. Строение позвонка и соединение позвонков. 4. Строение и соединение грудной клетки. Соединения черепа с позвоночным столбом. 5. Характеристика скелета верхней конечности. 6. Характеристика скелета нижней конечности. 7. Мышцы головы и шеи. 8. Мышцы туловища. 9. Мышцы верхней конечности. 10. Мышцы нижней конечности. 11. Мышцы, производящие движения пояса верхней конечности – «вверх», «вниз», «вперед», «назад». 12. Мышцы, производящие сгибание, разгибание, наклоны и скручивания туловища. 13. Мышцы, участвующие в дыхательных движениях (вдох, выдох). Диафрагма. Брюшной пресс, его функция. 14. Мышцы, производящие сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинацию, пронацию плеча. 15. Осанка. Виды осанки. Мышцы, участвующие в поддержании вертикального положения тела. 16. Мышцы, производящие сгибание, разгибание, супинацию, пронацию предплечья. 17. Мышцы, производящие сгибание, разгибание, отведение, приведение кисти. 18. Мышцы, производящие сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинацию, пронацию бедра. 19. Мышцы, производящие сгибание, разгибание, супинацию, пронацию голени. 20. Мышцы, производящие сгибание, разгибание, отведение, приведение стопы. Мышцы, укрепляющие своды стопы. 21. Строение крови и лимфы. 22. Строение сердца. Проводящая система сердца. Иннервация и кровообращение сердца. 23. Артерии. Вены. Капилляры. Круги кровообращения. 24. Закономерности распределения кровеносных сосудов. Понятие об анастомозах и коллатеральном кровообращении. 25. Сосуды малого и большого круга кровообращения. 26. Кровоснабжение головы и шеи. Артериальные и венозные сосуды. 27. Кровоснабжение органов грудной полости. Артериальные и венозные сосуды. 28. Кровоснабжение органов грудной полости. Артериальные и венозные сосуды. Непарная вена. Полунепарная вена. 29. Кровоснабжение органов брюшной полости. Артериальная и венозная система. 30. Кровоснабжение плода. 31. Строение и топография органов кроветворения. 32. Лимфатическая система: капилляры, сосуды, узлы. Грудной лимфатический проток. 33. Иммунная система. 34. Общая характеристика полых и паренхиматозных органов. 35. Железы внутренней секреции. 36. Строение ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, поджелудочной железы. 37. Строение и топография толстой и тонкой кишки. Строение и топография печени. Долька печени. 38. Строение дыхательной системы. 39. Строение мочевыделительной системы. 40. Строение мужской половой системы. 41. Строение женской половой системы. 42. Брюшина. Плевра. Строение и функциональное значение. 43. Строение нервной ткани. Классификация нейронов. Синапсы. 44. Классификация нервной системы. Спинной мозг. Рефлекторная дуга. 45. Общая характеристика строения головного мозга. Оболочки мозга. Отделы мозга. Желудочки мозга. 46. Строение продолговатого и промежуточного мозга. 47. Строение среднего и заднего мозга. 48. Строение конечного мозга. Рельефная характеристика мозга: борозды, доли, извилины. 49. Структурная организация конечного мозга. Строение коры. Локализация корковых центров, анализаторов. 50. Проводящие пути центральной нервной системы. Восходящие и нисходящие пути спинного мозга. 51. Вегетативная нервная система. Основные отличия в строении вегетативной и соматической нервной системы. 52. Симпатический отдел вегетативной нервной системы. 53. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы. 54. Строение органа зрения. 55. Строение органа слуха и равновесия. 56. Строение кожи. Эпидермальные образования кожи. 57. Общая характеристика анализаторов. Строение органа вкуса и обоняния. 58. Спинномозговые нервы. Шейное и плечевое сплетение. Основные нервы и области иннервации. 59. Спинномозговые нервы. Поясничное и крестцовое сплетения. Основные нервы и области иннервации. 60. Черепно-мозговые нервы, их строение, место отхождения, области распространения.

Физиология

1. Предмет и задачи физиологии. Значение физиологии для практики физического воспитания и спорта. Связь физиологии с другими науками.

2. Основные физиологические функции живого организма. Раздражимость. Возбудимость. Обмен веществ  основа жизнедеятельности организма.

3. Понятие о внешней и внутренней среде. Гомеостаз, пути его поддержания. Организм как саморегулирующаяся биологическая система.

4. Регуляция функций в организме. Нервная и гуморальная регуляция. Рефлекс  элементарный акт деятельности нервной системы. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо.

5. Учение Н. Е. Введенского о лабильности возбудимых тканей, пессимальном и оптимальном ритмах возбуждения. Парабиоз Н. Е. Введенского.

6. Учение об усвоении ритма (А. А. Ухтомский), его значение для практики физического воспитания.

7. Типы мышечных тканей и их особенности. Структура мышечного волокна скелетной мышцы. Понятие о двигательной единице.

8. Механизм и химизм мышечного сокращения. Теории мышечного сокращения.

9. Формы и режимы мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа мышц.

10. Абсолютная и относительная сила мышц. Факторы, определяющие силу мышц.

11. Строение и функциональные особенности гладкой мышечной ткани.

12. Нейрон, его функции и свойства.

13. Синапсы, их виды и строение. Синаптическая передача возбуждения.

14. Свойства нервных центров.

15. Понятие о нервных центрах. Координация деятельности нервных центров. Иррадиация, индукция, концентрация.

16. Торможение в нервных центрах, виды торможения.

17. Учение А. А. Ухтомского о доминанте. Механизмы формирования и свойства доминантных очагов.

18. Строение и функции спинного мозга. Роль спинного мозга в координации двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями.

19. Строение и функции продолговатого и среднего мозга.

20. Строение и функции промежуточного мозга.

21. Функции мозжечка.

22. Ретикулярная формация стволовой части мозга и ее функции.

23. Лимбическая система и ее функции.

24. Строение и функции больших полушарий. Роль коры больших полушарий в формировании двигательных навыков. Локализация функций в коре больших полушарий.

25. Общая характеристика желез внутренней секреции. Гормоны, их роль.

26. Роль желез внутренней секреции в регуляции роста и развития.

27. Функции гипофиза, щитовидной железы, надпочечников.

28. Функции желез смешанной секреции.

29. Общая характеристика деятельности анализаторных систем. Классификация анализаторов. Роль отдельных частей анализаторов.

30. Функции и структура кожного анализатора. Виды кожной чувствительности.

31. Вкусовой анализатор, его структура и функции.

32. Строение и функции слухового анализатора.

33. Строение и функции обонятельного анализатора.

34. Строение и функции зрительного анализатора.

35. Вестибулярный анализатор, его строение и функции.

36. Структура и функции двигательного анализатора.

37. Понятие о высшей и низшей нервной деятельности. Значение работ И.М. Сеченова и И.П. Павлова в становлении учения о высшей нервной деятельности.

38. Механизм и условия выработки условных рефлексов. Роль условных рефлексов в жизни организма.

39. Сигнальные системы действительности. Взаимодействие I и II сигнальных систем.

40. Типы высшей нервной деятельности человека. Характеристика основных свойств нервных процессов, определяющих основные особенности высшей нервной деятельности.

41. Торможение в высшей нервной деятельности. Виды торможения.

42. Сон, виды сна, их физиологические механизмы.

43. Кровь, тканевая жидкость и лимфа как составные части внутренней среды организма.

44. Основные функции крови. Состав крови. Группы крови. Резус-фактор.

45. Регуляция системы крови. Изменения в системе крови при физических нагрузках.

46. Эритроциты. Гемоглобин и его соединения. Кривая диссоциации оксигемоглобина, ее смещение при мышечной работе, при изменении парциального давления кислорода.

47. Лейкоциты. Виды лейкоцитов. Роль Т- и В-лимфоцитов в обеспечении иммунитета. Виды иммунитета.

48. Тромбоциты, их функции. Свертываемость крови. Изменение свертываемости крови при физических нагрузках.

49. Строение и функции сердца. Фазы сердечного цикла. Автоматизм сердечного сокращения. Работа сердца при мышечных нагрузках.

50. Биоэлектрическая активность сердца. Регуляция деятельности сердца. Адаптация сердца к физическим нагрузкам.

51. Движение крови по сосудам. Факторы, обеспечивающие движение крови. Скорость и давление крови в различных участках русла кровотока. Регуляция кровообращения.

52. Сущность и значение процессов дыхания. Обмен газов в легких и тканях. Перенос газов кровью. Механизм акта вдоха и выдоха.

53. Регуляция дыхания. Дыхательные центры. Дыхание при мышечной работе.

54. Внешнее дыхание. Показатели внешнего дыхания.

55. Значение и сущность процессов пищеварения. Роль ферментов в процессах пищеварения.

56. Пищеварение в ротовой полости.

57. Пищеварение в желудке. Ферменты желудочного сока. Фазы желудочного пищеварения. Регуляция желудочного пищеварения.

58. Пищеварение в кишечнике. Состав кишечного сока. Роль желчи. Всасывание.

59. Функции печени.

60. Регуляция пищеварения.

61. Сущность обмена веществ и энергии. Этапы обмена веществ. Роль ферментов в обмене веществ.

62. Обмен белков и его регуляция.

63. Обмен углеводов, жиров и их регуляция.

64. Обмен воды и солей, его регуляция.

65. Обмен энергии. Основной и общий обмен. Понятие о прямой и непрямой калориметрии. Расход энергии при мышечной работе. Нормы питания.

66. Регуляция обмена веществ и энергии.

67. Физиологические механизмы терморегуляции. Терморегуляция при мышечной работе.

68. Функции почек и потовых желез. Регуляция процессов выделения.

69. Мочеобразование. Механизмы мочеобразования. Мочеобразование при мышечной работе.

70. Функциональные особенности гладкой мышечной ткани

Комплексная реабилитация больных и инвалидов

1. Основы и цели реабилитации.

2. Исторические сведения о развитии учения о реабилитации.

3. Этапы проведения комплексной реабилитации.

4. Цели и задачи медицинской реабилитации.

5. Цели и задачи физической реабилитации.

6. Цели и задачи психологической реабилитации.

7. Цели и задачи профессиональной реабилитации.

8. Основные принципы реабилитации больных, инвалидов и членов их семей.

9. Лечебные свойства различных пищевых продуктов.

10. Основные принципы медицинской деонтологии и этики.

11. Условия, способствующие оптимальному контакту врача (тренера, воспитателя) с больными (инвалидами) и членами их семей.

12. Авторитет специалиста по адаптивной физической культуре (профессионализм, высокие культура и нравственные качества).

13. Международная система организации реабилитации.

4. Комплексная и индивидуальная программа реабилитации.

15. Карта индивидуальной программы реабилитации инвалида.

16. Карта индивидуальной программы реабилитации больного.

17. Адаптивная двигательная рекреация в системе реабилитационных мероприятий.

18. Адаптивный спорт как средство комплексной реабилитации и повышения качества жизни инвалидов.

19. Цели и задачи диспансеризации населения.

20. Федеральный уровень организации реабилитации.

21. Региональный уровень реабилитации.

22. Бюро медико-социальной экспертизы, их структура.

23. Бюро медико-социальной экспертизы их функции и организация работы.

24. Структура и цель федеральной базовой программы реабилитации.

25. Виды реабилитационных учреждений.

26. Реабилитационные центры их структура и деятельность.

27. Организация физической реабилитации.

28. Цели и задачи психологической реабилитации. Организация психологической реабилитации.

29. Цели и задачи профессиональной реабилитации. Организация профессиональной реабилитации. 3

0. Правила составления программ реабилитации.

31. Правила определения реабилитационного потенциала.

32. Карта индивидуальной программы реабилитации инвалида.

33. Карта индивидуальной программы реабилитации больного.

34. Оценка степени восстановления.

35. Исходы реабилитации.

36. Адаптивная двигательная рекреация в системе реабилитационных мероприятий.

37. Адаптивный спорт как средство комплексной реабилитации и повышения качества жизни инвалидов.

38. Инструктор-методист по АФК и его функциональные обязанности.

39. Реабилитационные центры их структура и деятельность.

40. Механизм лечебного действия физических упражнений.

41. Классификация физических упражнений при реабилитации больных и инвалидов.

42. Механизм лечебного действия массажа на организм человека.

43. Задачи ЛФК в реабилитации.

44. Формы ЛФК в реабилитации и их характеристика.

45. ЛФК в реабилитации и их характеристика.

46. Показания и противопоказания ЛФК.

47. Показания и противопоказания к лечебному массажу.

48. Тренер – преподаватель по ЛФК и его функциональные обязанности.

49. Характеристика режимов двигательной активности (госпиталь, санаторий).

50. Механотерапия в реабилитации больных и инвалидов.

51. Трудотерапия в реабилитации больных и инвалидов.

52. Физиотерапия в реабилитации больных и инвалидов.

53. Бальнеотерапия в реабилитации больных и инвалидов.

54. Теплолечение в реабилитации больных и инвалидов.

55. Светолечение в реабилитации больных и инвалидов.

56. Мануальная терапия в реабилитации больных и инвалидов.

57. Лечебный массаж в реабилитации больных и инвалидов.

58. Физкультура и спорт в жизни инвалидов, основные направления реабилитации инвалидов в спорте.

59. Социальное значение реабилитации.

60. Комплексная реабилитация больных с инфарктом миокарда. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации.

61. Комплексная реабилитация больных с заболеваниями органов дыхания. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации.

62. Комплексная реабилитация больных с повреждениями периферических нервов. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации,

63. Комплексная реабилитация больных с заболеваниями ЦНС (острое нарушение мозгового кровообращения). Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации.

64. Комплексная реабилитация больных с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации.

65. Комплексная реабилитация больных с переломами костей верхних конечностей. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации.

66. Комплексная реабилитация больных с переломами костей нижних конечностей. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации.

67. Комплексная реабилитация больных после операции эндопротезирования тазобедренного сустава. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации.

68. Комплексная реабилитация больных после операции эндопротезирования коленного сустава . Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации.

69. Комплексная реабилитация больных с переломами позвоночника. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации.

70. Комплексная реабилитация больных после оперативного лечения заболеваний сосудов нижних конечностей.Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации.

Оздоровительная ходьба и бег

1. Основные характеристики ходьбы и бега.

2. Ходьба и бег как вид физической нагрузки.

3. Основные разновидности оздоровительной ходьбы и бега.

4. Терминология, основные понятия и компоненты оздоровительной ходьбы и бега.

5. Оздоровительный бег как целостный процесс.

6. Понятие о двигательной структуре в ходьбе и беге.

7. Порядок объединения компонентов (частей, сторон, фаз) в технике передвижения.

8. Общая последовательность работы локальных звеньев (рук, ног, положения туловища в пространстве и т.д.) в ходьбе и беге.

9. Особенности основных противопоказаний здоровья.

10. Подбор одежды и обуви при хронических и других заболеваниях в оздоровительной ходьбе и беге (осенне-зимний и весенне-летний варианты).

11. Факторы и условия, влияющие на двигательную структуру шага в оздоровительной ходьбе и беге в зависимости от заболевания.

12. Общие основы периодизации полугодичных и годичных циклов подготовки в оздоровительной ходьбе и беге.

13. Предварительная подготовка в оздоровительной ходьбе и беге.

14. Физическая нагрузка, интенсивность и ее основные компоненты.

15. Оздоровительная ходьба и бег, как комплексная (оздоровительная) тренировка.

16. Оздоровительная ходьба и бег (общая характеристика).

17. Биомеханические особенности ходьбы и бега.

18. Влияние внешних и внутренних факторов на формирование двигательной структуры ходьбы и бега.

19. Влияние одежды, обуви, спортивного инвентаря на динамику передвижения в оздоровительной ходьбе и беге.

20. Общие закономерности использования физических упражнений в ходьбе и беге.

21. Врачебно-педагогический контроль при использовании комплексов физических упражнений.

22. Углубленное совершенствование двигательных действий в оздоровительной ходьбе и беге.

23. Самоконтроль в оздоровительной ходьбе и беге.

24. Сбалансированность использования комплексов физических упражнений по ЧСС в оздоровительной ходьбе и беге.

25. Закономерности построения занятиями оздоровительной ходьбой и бегом, как основа её целесообразного планирования.

26. Перспективное, оперативное и текущее планирование в ходьбе и беге.

27. Опыт разработки современных методов оптимального программирования в ходьбе и беге.

28. Медицинские группы и их краткая характеристика

29. Характеристика двигательных режимов в ходьбе и беге.

30. Программы занятий оздоровительной ходьбой и бегом (при малоподвижном образе жизни).

31. Разновидности методических подходов (для лиц с низким, средним и высоким уровнями физической подготовленности) в ходьбе и беге.

32. 12 минутный Тест Купера.

Скандинавская ходьба

1. История развития скандинавской ходьбы.

2. Скандинавская ходьба как вид физической нагрузки.

3. Разновидности ходьбы.

4. Терминология, основные понятия и компоненты скандинавской ходьбы.

5. Скандинавская ходьба как целостный процесс.

6. Понятие о двигательной структуре в ходьбе.

7. Порядок объединения компонентов (частей, сторон, фаз) в технике передвижения.

8. Общая последовательность работы локальных звеньев (рук, ног, положения туловища в пространстве и т.д.) в ходьбе.

9. Особенности подбора спортивного инвентаря (палки для скандинавской ходьбы) и оборудования.

10. Подбор одежды и обуви (осенне-зимний и весенне-летний варианты).

11. Факторы и условия, влияющие на двигательную структуру шага в ходьбе.

12. Форма и разновидности строения палок для скандинавской ходьбы.

13. Общие недостатки спортивного инвентаря и оборудования.

14. Влияние спортивного инвентаря на динамику передвижения в ходьбе.

15. Общие основы периодизации полугодичных и годичных циклов подготовки в ходьбе.

16. Предварительная подготовка в ходьбе.

17. Физическая нагрузка, интенсивность и ее основные компоненты.

18. Скандинавская ходьба, как комплексная (оздоровительная) тренировка.

19. Общая характеристика комплексов физических упражнений.

20. Основная направленность использования комплексов физических упражнений.

21. Углубленное совершенствование двигательных действий.

22. Сбалансированность использования комплексов физических упражнений.

23. Закономерности построения занятиями скандинавской ходьбой, как основа её целесообразного планирования.

24. Перспективное, оперативное и текущее планирование в ходьбе.

25. Опыт разработки современных методов оптимального программирования в ходьбе.

26. Медицинские группы и их краткая характеристика.

27. Характеристика двигательных режимов в ходьбе.

28. Программы занятий скандинавской ходьбой (оздоровительной) при малоподвижном образе жизни).

29. Разновидности методических подходов (для лиц с низким, средним и высоким уровнями физической подготовленности) .

30. 12 минутный Тест Купера.

Прикладное, оздоровительное плавание

1. Оздоровительное значение плавания.

2. Прикладное значение плавания.

3. Техника в плавании брасс на спине

4. Техника безопасности на занятиях плаванием.

5. Методика обучения движениям ног в способе "брасс". Возможные ошибки и пути их устранения.

6. Техника плавания способом на боку.

7. Техника безопасности при выполнении ныряния и прыжков в воду

8. Спасательные средства и техника их применения.

9. Последовательность действий спасателя при оказании помощи вплавь.

10. Характеристика приемов освобождения от захватов тонущего

11. Рекомендуемые спортивные способы плавания для коррекции позвоночного столба и опорно-двигательного аппарата.

12. Рекомендуемые спортивные способы плавания для коррекции позвоночного столба и опорно-двигательного аппарата.

13. Физические свойства воды.

14. Влияние статики и гидродинамики (плавучесть, гидростатическое равновесие, сопротивление воды) на положение и продвижение человека в воде.

15. Техника плавания способом брасс на груди.

16. Задачи ОРУ, СПУ и имитационных физических упражнений.

17. Комплексы упражнений при обучении движений ног, рук и согласовании на боку: последовательность их выполнения, типичные ошибки, методические указания для их предупреждения и устранения.

18. Особенности организации и основные методические принципы при проведении занятий оздоровительным плаванием.

19. Плавание в системе реабилитации и адаптации лиц, имеющих отклонения в здоровье.

20. Основные группы упражнений, применяемые в оздоровительном плавании, их содержание, дозировка.

21. Основы методики оздоровительного плавания при своем заболевании.

22. Организация занятий оздоровительным плаванием.

23. Показания и противопоказания на занятиях оздоровительным плаванием.

24. Комплексы упражнений при артритах и артрозах коленного и тазобедренного суставов в воде.

25. Комплексы упражнений при остеохондрозе в воде.

26. Комплексы упражнений при плоскостопии в воде.

27. Комплексы упражнений при варикозном расширении вен в воде

28. Рекреативное плавание.

29. Кондиционное плавание

30. Фитнесс и оздоровительные тренировки на воде

31. Адаптивное плавание

32. Техника выполнения искусственного дыхания

 

Дата создания: 09.03.2022 23:09
Дата обновления: 09.01.2025 10:53